Форум » WEB-подборка » Статьи о Станьково в Интернете (продолжение) » Ответить

Статьи о Станьково в Интернете (продолжение)

AlphaLeo: В сети встречаются статьи о Станьково. Собрать их воедино - цель этого подраздела. Если вы встретили в web-пространстве что-то про Станьково, просьба, поместите здесь с указанием сайта.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

AlphaLeo: http://www.newsvm.com/articles/2009/02/16/muzey.html Газета "Вечерний Минск" 16 февраля 2009 г. (понедельник) №28 (11835) РАЗНОЕ Музей меняет прописку Строительство нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны планируют закончить к 65-й годовщине Победы. По словам главного архитектора проекта Виктора Крамаренко, будущий музей будет состоять из четырех блоков, что символизирует четыре года войны и четыре фронта, которые принимали участие в освобождении Беларуси. Венчать это строение будет стеклянный куполообразный зал, из которого открывается прекрасный вид на город. Ночью фасад здания засияет миллионами огней. Разместится музей на пересечении проспекта Победителей и проспекта Машерова за архитектурно-скульптурным комплексом “Минск — город-герой”. Как сказал заместитель директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Вячеслава Казаченка, такое месторасположение выбрано неслучайно. Музейный комплекс органично впишется по единству тематики в данном месте, так как там находится Парк Победы, заложенный в 1945 г. минчанами, в числе которых были и сотрудники музея — ветераны Великой Отечественной войны. Рядом находится Комсомольское озеро, праздничному открытию которого 22 июня 1941 г. помешала начавшаяся война. С тематикой музея созвучны название проспекта Победителей и архитектурно-скульптурный комплекс “Минск — город-герой”, возведенный в честь присвоения столице Беларуси за подвиг подпольщиков в годы войны высокого звания “город-герой”. Да и все парады проводятся именно около стелы. Одним словом, более удачное место найти было сложно. Преобразится музей и изнутри — большие площади позволят установить новые образцы техники. Сотрудники музея разработали концепцию экспозиции, одобренную коллегами из ведущих музеев России и Беларуси. Переходя из зала в зал, ценители истории будут окунаться в атмосферу военных лет. Заключительная экспозиция разместится в куполообразном зале. Посвящена она будет Победе. Между собой залы объединит “Дорога войны”. В новом здании будут использоваться современные витрины, освещение, аудиовизуальные средства. Старое здание музея на Октябрьской площади снесут. На его месте появится современный пятизвездочный отель. Сейчас военная техника перемещена в Центр экологического туризма “Станьково”, который принадлежит агрокомбинату “Дзержинский”, на музейную площадку-филиал “Старая государственная граница”. Тут и будут дожидаться новоселья танки, самоходные артиллерийские установки, гаубицы — всего 33 экспоната. Некоторые из них займут постоянное место в “Станьково”. Остальные будут находиться на охраняемой стоянке там же, в “Дзержинском”, до завершения строительства здания музея. Надежда Супрун. http://www.newsvm.com/articles/2009/02/16/muzey.html

AlphaLeo: http://www.cn.ru/referat/data/75840 В сети обнаружил РЕФЕРАТ... Содержание: 1. Вступление с.2 2. Экскурсия по Станьковскому музею графа Чапского с.3-12 3. Род Гуттен-Чапских с.13-15 4. Истории рода Чапских с. 16-21 5. Заключение с. 22 6. Список литературы с. 23 1.Вступление Памятники истории и культуры – неотъемлемая часть того, что определяет глубокое понятие слова «Отчизна». Они неразрывно связаны с исторической судьбой народа, создавшего их. Памятники характеризуют эпохи и людей, которые жили в те времена. Показывают их культуру, чем увлекались. Усадьба графа Чапского является памятником архитектуры, в усадьбе расположена большая библиотека – это характеризует Чапских как умных и образованных людей. Гуттен-Чапские внесли огромный вклад в развитие культуры и образования. 2. . Экскурсия по Станьковскому музею графа Чапского Строительство усадьбы велось по заказу известного коллекционера, одного из основателей художественного музея в Кракове Э.Чапского. Одновременно закладывался парк пейзажного типа. В настоящее время парк вместе с усадебными постройками передан Станьковской восьмилетней школе-интернату, новое здание которое возведено в 1970 г. около северной границы участка на месте разрушенного в начале ХХ в. графского усадебного дома. Усадьба сформировалась на прямоугольном участке территории, равнинный рельеф которой имеет плавный уклон в сторону искусственного водоема, ограничивающего участок с южной стороны. С западной стороны граница усадебного ансамбля проходит по главной улице. Ядро ансамбля сформировалось в северо-западной части парка и включало усадебный дом (не сохранился), кухонный флигель. По оси усадебного дома со стороны его дворового фасада построен павильон «скарбница». В восточной зоне парка сложился комплекс из нескольких хозяйственных построек и двух жилых домов придворной службы. В этой зоне парка сохранился один жилой дом, занятый в настоящее время учебным пунктом Дзержинского районного объединения сельхозтехники. В северо-западном углу участка каменный амбар. От бывшего усадебного дома к хозяйственному комплексу ведут три дорожки, которые сходятся у ворот на восточной окраине парка. От ворот за пределы усадьбы уходит старая аллея. Усадебный дом был построен в 1880г. в романтическом стиле с использованием элементов средневековой архитектуры. Это был одноэтажный, протяженный по поперечной оси объем, накрытый пологой вальмовой крышей. Симметрия пространственной композиции здания нарушалась угловой восьмигранной двухъярусной башней с кремальерами в завершении. Протяженный, прямоугольный в плане основной объем был накрыт пологой вальмовой крышей, завершенной по центру прямым аттиком, в котором скрывались дымовые трубы. Здание имело два симметрично расположенных парадных входа, выделенных на главном фасаде ризалитами с угловыми гранеными зубчатыми башенками-пилонами и килеподным щипцом между ними. Килеподобными порталами были обрамлены и сами арочные дверные и оконные проемы. Пластику фасада кроме фигурных наличников арочных проемов обогащали подоконные прямоугольные филенки, несложного профиля карниз. Центральное место во внутренней планировке здания отводилось парадному залу, освещенному с двух сторон высокими окнами главного и дворового фасадов. Второй ярус угловой граненой башни не имел окон, а лишь четыре балкона и служил обзорной террасой, с которой воспринималась окружающая дом парковая панорама. Асимметрию, вносимую угловой башней в общую пространственную композицию усадебного дома, нивелировал мощный дуб, высаженный на специальном возвышении с противоположной башне стороны фасада. Использование архитекторами асимметрично расположенной вертикальной доминанты - широко распространенный прием в эклектической усадебной архитектуре Белоруссии второй половины ХIХ в., связанный с поиском новых, нигде не встречаемых и неповторимых решений здания. Средством достижения этой цели был путь динамического решения композиции архитектурного объема за счет использования активной асимметрии (угловая башня), комбинации форм разнообразных исторических стилей – древнерусского (килеподобные арки) средневекового замково-крепостного зодчества (кремальеры, угловые башни-бойницы). В результате архитектором создан романтический образ феодальной усадьбы, навевающий ностальгические воспоминания о далеком прошлом, с которым связывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятой демократии и свободе. Павильон «скарбница» был построен из кирпича в 1880 г. специально для богатейшей библиотеки, нумизматической коллекции и художественного собрания владельца имения Э. Чапского. Архитектура павильона продолжает художественно-стилевую тему, воплощенную в главном здании усадебного комплекса. Романтическое сооружение построено в виде миниатюрного средневекового замка. Это двухэтажный квадратный в плане павильон с угловыми, круглыми в сечении башнями. Последние завершены парапетом кремальер-бойниц, охваченным внизу профилированным карнизом и аркатурным поясом. На верхних площадках башен установлены миниатюрные, круглые в сечении шатровые башенки. Стены боковых и тыльного фасадов завершены щипцами, скрывающими шатровую четырехскатную крышу основного объема. Окна – прямоугольные на первом и стрельчатые на втором этаже- оформлены профилированными сандриками .Окна – башен узкие и высокие, словно бойницы в глухих стенах крепости. Центральный и единственный вход в здание выделен прямоугольным профилированным порталом и легким ажурным балконом над ним, поддерживаемым выгнутыми орнаментальными кронштейнами (ковка по металлу). Лаконизм, обобщенность и геометрическая простата гладких архитектурных объемов контрастируют с утонченными арочками, полукруглыми надоконными бровками, гирьками – побеленными элементами декора. Каждый из двух этажей имел по одному залу. Павильон ,как и кухонный флигель, был связан с усадебным домом подземным коридором-переходом. Что позволяло посетителям из торжественного парадного зала дома непосредственно перейти к знакомству с богатой художественной коллекцией павильона-музея. В музее (скарбнице) была собрана нумизматическая коллекция, которая славилась по всему краю. Здесь были монеты России, Польши, Великого княжества Литовского, многих соседних государств. Среди особенно ценных и редких – динар Болеслава Храброго (около 1000 г.), золотой дукат Владислава Лакетки (около 1300 г.). Коллекция описана Эмириком Чапским в книге «Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси» (Пр., 1875г.) и награждена Русским обществом специально выбитой серебряной медалью, а также в «Каталоге коллекций польских медалей и монет» (Петербург; Краков, 1871-1916.Т. 1-5). Кроме монет и медалей (около 11 тыс. наименований) в музее много старых рисунков, гравюр, картин, описанных в особом каталоге, изданном в Кракове в 1901 г.Среди них уникальные виды белорусских городов (гравюры Матиса Цунта, Георгия Килияна, выполненные в 1568 и 1580 гг. в Гродно), портреты магнатов (Радзивиллов,Сапег,Огинских,Тышкевичей и др.), простых людей (овчар Антон Галец из Новогрудчины). На 70 художественных полотнах увековечен Тадеуш Костюшко, на 16 – Богдан Хмельницкий, на 10 – Адам Мицкевич. Интересны рисунки несвижского гравюра Г. Маковского, посвященные битве русских и французских войск в 1812 г. при Березине. Здесь же находилась библиотека, насчитывавшая около 20 тыс. томов. Занимала несколько комнат. В ней были уникальные издания, в том числе из белорусских типографий, - Брестская библия 1563 г., 10 могилевских, 10 несвижских раритетов, книги с автографами А. Мицкевича, Я. Тышкевича, А. Ельского. В библиотеку вошли собрания книг Ю. Кобылинского из Минска, белорусского поэта В. Каратынского. Ряд книг имел надписи их владельцев. Собрана значительная коллекция рукописей, в том числе 31 на пергаменте, автографы А. Мицкевича, С. Манюшки, Ю. Немцевича, Одинца, рукописный сборник стихотворений, продиктованный А. Кобыльским А. Мицкевич. Часть этих рукописей до начала первой мировой войны сохранялась в Станькове. В музее хранилась коллекция из 772 карт древнейших земель с конца ХV до середины ХIХ в. В музее была большая коллекция оружия, посуды (старинный фарфор), тканей, разных предметов декоративно-прикладного искусства, старинная гданьская мебель, древние иконы. Среди них Слуцкие пояса, бокалы из стеклозавода Уручье. Ряд золотых, бронзовых, железных и каменных предметов взят из курганных раскопок, которые велись в окрестностях Станькова. Музейные коллекции дополняло уникальное собрание масонских знаков. В библиотеке было много книг из собрания Залусских, вывезенных из Варшавы в Петербург. В коллекции широко представлены геологические и минералогические собрания, которые по тому времени считались самыми ценными в Европе. Кухонный флигель – произведение архитектуры позднего классицизма. Построен в виде прямоугольного в плане объема под двухскатной крышей. Цокольная часть и углы рустованы. Стены опоясаны упрощенным антаблементом с модульонами. Флигель был связан с усадебным домом подземным переходом. Жилой усадебный дом построен из кирпича во второй половине ХIХ в. в эклектичном стиле с использованием элементов готики и ампира. Два крыла Г-подобного в плане здания имеют разную этажность: основное протяженное крыло одноэтажное, короткое – двухэтажное. Архитектурной выразительностью наделено двухэтажное крыло, торцевые фасады которого завершены четырехступенчатыми щипцами. Плоскостные стены раскрепованы межэтажным профилированным карнизом, угловым рустом. Входы в оба крыла здания решены стрельчатыми проемами. Окнами такой же формы расчленены стены первого этажа двухэтажного корпуса. Архитектурной пластикой наделен и торцевой южный фасад протяженного крыла здания – пилястры, профилированные наличники прямоугольных оконных проемов. Помещения здания имеют коридорную взаимосвязь. Амбар построен из тесаного с внешней стороны бутового местного камня в 1897 г. Прямоугольный в плане одноэтажный объем под полувальмовой крышей. Узкие окна-щели и входной арочный проем выложены кирпичом, их оштукатуренное побеленное обрамление ярко читается на полихромном фоне бутовой кладки (так называемая кладка с изюмом). Простой местный строительный материал, лаконичное архитектурное решение – характерные свойства хозяйственных усадебных построек Белоруссии второй половины ХIХ – начала ХХ в. Коровник построен в том же утилитарном архитектурном стиле, что и амбар – бутовая кладка стен, арочные оконные и дверные проемы выложены кирпичом и побелены. Перекрытие внутреннего пространства выполнено системой клинчатых сводов, покоящихся на двутавровых железных балках. Низкий, прямоугольный в плане объем постройки накрыт пологой двухскатной крышей. Парк – памятник садово-паркового искусства середины ХIХ в. Парк пейзажного типа с элементами романтизма, имеет равнинный рельеф. В нем были оранжереи, теплицы и питомники. Парк занимает площадь (без озера и фруктового сада) около 15 га. Озеро парка создано искусственно путем запруды небольшой речки Рапусы, протекающей по южной окраине усадебной территории. С трех сторон был обнесен каменной стеной (сохранилась фрагментарно). Основной парковый массив был расположен перед усадебным домом на пологом склоне прибрежной территории водоема. Парковые посадки расчленялись тремя ландшафтно оформленными перспективами. Главная из них открывалась от усадебного дома, его видовой террасы на вершине башни в заречную сторону. Перед зрителем представал вид на большой газон с фонтаном (не сохранился), два островка водоема и Николаевскую церковь на его противоположном берегу. Два последних плана ландшафтной картины живописно формировались вокруг архитектурных сооружений – сияющей белизной беседки-ротонды и композиционно эффектной Николаевской церкви, сориентированной главным фасадом на усадебный дом. Последний, располагаясь на вершине полого холма, обретал подчеркнутое парковой композицией господствующее положение. Фланги газона, островки водоема и церковь живописно оформлены посадками тополя, сосны, лиственницы, пихты ели обыкновенной, туи западной, каштана конского, клена остролистного и Шведлера. По сторонам бывшего усадебного дома произрастают сосна веймутова, вяз обыкновенный плакучий, пихта сибирская, клен. Вторая парковая перспектива представляет собой прогулочный маршрут, пересекающий парк с запада на восток вдоль водоема. Он пролегает среди береговых посадок пихты сибирской, сосны веймутовой, белых тополей, дубов, ореха черного. Основной визуальный аспект этой зоны парка рассчитан на восприятие древесных кулис из белых тополей и открывающихся видов на противоположный берег искусственного водоема в Станьково. Третья парковая перспектива также открывалась на заречный ландшафт от неоготического жилого дома. Перед ним был устроен просторный зеленый газон со старыми посадками дуба. В настоящее время из-за молодых посадок и береговых неорганизованных зарослей эта парковая зона утратила первоначальные визуально-эстетические достоинства. Дендрологический состав парка включает свыше 500 видов деревьев и кустарников, среди которых сосна веймутова, тополь белый, ель черная, дубоклен, каштан настоящий, орех черный, липа, можжевельник, туя, мадрина европейская, морва и другие. В прошлом парковые картины дополняли липа американская крупнолистная, клен полевой, клен-явор, грецкий орех, каштан посевной, шелковица белая. Беседка, расположенная на берегу озера при дороге Дзержинск – Станьково, является памятником садово-парковой архитектуры классицизма. Ее ротондально-колонная форма, часто встречаемая в дворцово-усадебном строительстве как Белоруссии, так и России, и характерный усадебный антураж послужили поводом для съемок здесь одного из фрагментов художественного фильма «Дубровский». Расположена на небольшом островке озера, органично вписана в береговой парковый ландшафт. Предназначенная для уединенного отдыха, она является и архитектурно оформленной площадкой для обозрения заречного ландшафта. Ворота восточного входа оформляют въезд в усадьбу со стороны д. Багрицовщинаы. Небольшое парковое сооружение построено из кирпича в 1880-1890 гг. Его архитектура соответствует общему художественно-стилевому характеру усадебных построек и представляет собой переработку форм средневековой готики. Ворота решены трехпролетной стрельчатой аркадой с повышенной центральной частью, завершенной ступенчатым щипцом. Опоры аркады укреплены готическими контрофорсами. К воротам примыкает домик-караульня, объединенный с аркадой-проездом в единую архитектурную композицию. Караульня – небольшой кубоподобный объем под двухскатной крышей; фасады обработаны плоскими арочными нишами. Усадебно-парковый ансамбль в Станькове – памятник архитектуры романтизма ХIХ – начала ХХ в., в котором господствовали стилизаторские тенденции, ориентация на использование приёмов и форм зодчества древности. Усадьба – высокохудожественное произведение садово-паркового искусства Белоруссии пейзажного стиля, в котором реализованы основные приёмы и достижения в организации ландшафтной среды, органического её соединения с окружающей природой, архитектурными компонентами. Дзержинский райисполком, Станьковский сельсовет прилагают большие усилия для того, чтобы сохранить и сделать ещё более красивым древний парк в Станькове. 3.Род Гуттен-Чапских Гуттен-Чапские - древний немецкий род, получивший в XII веке титул графов Священной Римской империи. Со временем Гуттен-Чапские сблизились с польским королевским двором, а позже попали в Беларусь. Здесь они породнились с Радзивиллами. Около 1400 года Владислав Четвертый Ягайло за заслуги перед польским государством решил "натурализовать" фамилию Гуттенов и приблизить к Польскому двору. Роду была дарована фамилия Чапские, они были приписаны к гербу "Лелива" - шестиконечной звезде над полумесяцем на голубом фоне. Гербовым девизом стали слова "VITAM PATRIAE HONOREM NEMINI" ("жизнь - отчизне, честь - никому"). Так возникло официальное название фамилии -- Гуттен-Чапские. Одним из ярких представителей рода был Эмерик Гуттен-Чапский. Он получил образование в Москве, Санкт-Петербурге и Берлине. При дворе русского императора занимал видные должности: губернатора Новгородской губернии и вице-губернатора Санкт-Петербурга, позже возглавил Департамент лесного хозяйства. Находясь в этой должности, разошелся во взглядах с императором. Гуттен-Чапский считал, что нельзя бездумно раздаривать леса и земли придворным, которые не могут с умом распорядиться свалившимся богатством. Эмерик Гуттен-Чапский вышел в отставку и поселился в своем имении в Станьково. У него было двое сыновей – Карл и Ежи. Карлу отец оставил Станьково, а Ежи – Прилуки. Карл Чапский был губернатором Минска с 1890 по 1901 годы. При этом 30-летнем крупном помещике, землевладельце, заводчике и хозяине доходных домов в городе появилась электростанция, водопровод, конка, телефонная станция общего пользования. Карл Чапский завершил строительство городского театра (ныне театр имени Янки Купалы), способствовал созданию санитарной службы в городе, общества любителей спорта, женских общественных организаций, воскресных школ и детских яслей, Минской женской гимназии. Городская дума подготовила проект о введении всеобщего обязательного обучения детей. В период его деятельности на посту губернатора в Минске начали издаваться газеты «Минские губернские ведомости» и «Минский листок». В них впервые была опубликована поэма «Тарас на Парнасе». В то время знатное происхождение и личное богатство предполагали служение Отечеству. Недаром на гербе Чапских было начертано: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Примечательно, что губернатор почти ежедневно ездил на службу в Минск из Станьково. Впрочем, в городе у него тоже был дом – располагался на нынешней улице Карла Маркса, недалеко от театра Янки Купалы. Судя по старым фотографиям, губернаторский дом был значительно скромнее, чем современные коттеджи, построенные в окрестностях Минска, включая Прилуки. Накануне 50-летия Октябрьской революции минский дом графа Карла Чапского был взорван – не вписывался в советский архитектурный стиль. Ежи Чапский был предводителем дворянства и председателем сельскохозяйственного общества Минской губернии. В его прилукском дворце обсуждались политические проблемы, хозяйственные дела. Минские помещики принимали участие в выставках, ярмарках и получали на них награды. Будучи высокообразованным человеком, Ежи Чапский покровительствовал музыкантам и художникам. У Ежи Чапского была большая семья – семеро детей. Во время родов последнего ребенка его жена Юзефа Каролина умерла. В Волчковичах на высоком берегу над озером стоит простой памятник из черного мрамора с крестом – это могила графини Чапской. Семья Чапских успела уехать из Беларуси в Польшу до всех революционных потрясений. Но от судьбы скрыться невозможно. Один из сыновей Ежи Чапского, Юзеф, вместе с другими польскими офицерами находился в Катынском лагере. Пережив голод, пытки, невероятные унижения, он смог избежать расстрела. Все эти события граф положил в основу своей книги «На нечеловеческой земле». Юзеф Чапский был консультантом режиссера Анджея Вайды, когда тот снимал фильм о катынской трагедии. Более близкий к нашему времени Эмерик-Захарий-Николай-Северин участвовал в Крымской войне 1854 года, был Новгородским вице-губернатором, Санкт-Петербургским вице-губернатором, камергером императорского Двора, председателем Тюремного комитета и Лесного комитета Министерства государственных имуществ Российской империи при Александре II. Из-за разногласий с императором по поводу дарения лесных угодий ушел в отставку и обосновался в родовом имении в Станьково. Там он собрал огромнейшую коллекцию предметов искусства, часть которой сегодня составляет филиал Национального музея Польши - Музей имени Эмерика Гуттен-Чапского в Кракове. 4.Истории связанные с родом Чапских История 1 Как Толстой спустился с чердака. Чудесные книги и зачинаются чудесно. В 1964 году Анатолий Иосифович гостил у родной сестры в секретном тогда городке Станьково. Вместе с шурином они часто ходили за молоком для годовалого племянника к местному старику в деревню Каменка. Однажды «молочный» дедушка попросил двух крепких ребят попилить ему дрова. Педагоги, а точнее, уже директора школ согласились и заготовили аборигену на всю зиму дровишек. Благодарный старик спросил благодетелей: как рассчитываться будем? Услышав же что дровяная разминка сельским интеллигентам была только в охотку, предложил: полезайте на чердак и каждый выберите по книге. Как более смелый полез Анатолий. Книгой, которую решил оставить себе, было прижизненное издание рассказов Толстого. Рассмотрев дома, приобретение более внимательно, Валаханович обнаружил на пожелтевших страницах экслибрис Чапских. Это кто еще такие, подумал он тогда и начал расспрашивать станьковских старожилов. Старые люди прекрасно помнили живших здесь графов. И вот ведь диво – вспомнили добрым словом! Уже позже, когда у Анатолия Иосифовича накопилось много материалов про знатный род герба «Лелива», ему пришла в голову сравнить станьковского графа с яснополянским Толстым. Оба сиятельства были тружениками, не гнушавшимися простой крестьянской работы. И даже могли нарядиться по-народному. Ну а то, что окрестные простолюдины растащили после революции по чердакам –сараям бесценную графскую библиотеку, так времена были такие – грабительские. « Мы таксама бралi кнiгi з бiблiатэкi i неслi iх у лужы – адмочвалi у кнiжак вокладку – невялiкiя кавалкi матэрыi i марлi i выкарыстоувалi iх для шыцця сукенак для лялек. А кнiгi былi цяжкiя, вялiкiя, з каляровымi малюнкамi. Кнiгi гэтыя былi, вiдаць, вельмi дарагiя! I так гэтае багацце марна прапала з-за таго, што гэта было не «народнае», не «сялянскае», а графскае!» Из книги Валахановича: воспоминания жительницы деревни Каменка Н. Градобоевой. История 2 Как спасали Зою Казей. Чапсковедение штука заразная, «открытием чудным» мог даже стать валявшийся возле усадьбы камень. В Станьково приметил Анатолий Валаханович огромную половину распиленного валуна с глядящими на четыре стороны света рукотворными углублениями. Местные жители в ответ на расспросы поведали: специально для графских детей делалось – чтоб не дрались. Добровольный искатель тут же вспомнил, что вторую половину этого камня с аналогичными ямками видел в студенческие годы в Прилуках, где копал картошку. Точно, сказали ему: Чапским принадлежали ещё и Прилуки. А всего во владения бывшего начальника лесного департамента Российской империи, прибывшего из Петербурга в Станьково после размолвки с царём, Эмерика Чапского входило, 68 деревень: Колосово, Негорелое, Волчковичи и другие – так называемый «станьковский ключ». Исследователь стал по архивам да библиотекам собирать сведения про крутого норовом графа Эмерика. И впрямь имел его сиятельство твёрдый характер: высказал в глаза царю всё, что думал про эксплуатацию лесов России. Отправленный за прямоту в 1879 году в отставку, до лета 1880-го продолжал исполнять казённые обязанности: некем было заменить специалиста такого уровня. В Станьково знающий леса как свои пять пальцев, Эмерик привёз много редких деревьев. Растущий «вверх конями» вяз Кампердауна до сих пор сидит в Станьковском парке, хотя очень многие экзоты, увы, уже вырублены и погибли. А вот со своими подданными граф был весьма милостив и справедлив. Валахановичу рассказали старожилы про такой случай: бабушку будущего Героя Советского Союза Марата Казея граф буквально поставил на ноги. После того, как попала она в страшный переплёт: испуганный конь понёс телегу с сидящей на ней девушкой. Ноги бедняги запутались в упряжи и были буквально покрошены на осколки. Сердобольный граф лично возил её по всем известным врачам, не позволив делать ампутацию, пока кости не срослись. Хромота, правда, осталась, зато и ноги тоже. Родная сестра Марата Ариадна Ивановна Казей подтвердила эту историю. Было дело: спас граф от безножия, за что та была всю жизнь ему благодарна. История 3 Как Эмерик Карлович поссорился с Карлом Эмериковичем. Осевший в 1880 году в Станькове Эмерик (а было ему тогда 52 года) занялся привидением в порядок своей коллекции и библиотеки. Забот ему хватало, если только польская часть потянула на шесть вагонов. А ещё там была так называемая русистика – 5 тысяч экземпляров редких книг, картин, сокровищ, собранных во время служебных путешествий графа. Эльжбета, или по-русски Елизавета, мужу усердно помогала. Богатств у графа было много: Слуцкие пояса, древние латы, монеты, редкие украшения. Подросшие сыновья не без интереса следили за родительским занятием. Тем паче, что стали оба – и Кароль, и Ежи – вполне уважаемыми в обществе людьми. Старший, Кароль, можно сказать, вообще взлетел на карьерной лестнице – в тридцать лет в 1890 году стал городским главою губернского Минска. Вопреки проискам недругов был избран на эту почётную должность. А поскольку в роду Чапских, как говорит Валаханович, откровенных дураков и лодырей не было, а водились трудолюбивые, причем, как правило, рыжеволосые, то развернул Кароль Эмерикович на своём посту бурную деятельность: и первую конку в Минске пустил, и электростанцию построил, и телефонную станцию, и театр. В 1894 году решил жениться. На Марии Пусловской, девушке из рода не менее знатного, чем его собственный. К тому времени отставной Эмерик поделил свои владения между двумя братьями: Станьково осталось Каролю, а Ежи отходили Прилуки. Вот тут-то, и возник описанный ещё Тургеневым типичный для тех времён конфликт отцов и детей. Женатый Кароль не собирался делить одну крышу с родителями. И стал показывать батюшке от ворот поворот. Так осенью 1894 года состоялся отъезд великого коллекционера в Краков. А уже 8 января 1895 года польская газета «Час» писала, что в Краков прибыла ценнейшая коллекция графа Чапского всего пришло около 7 вагонов. История 4 Куда исчезла русская коллекция. Польскую часть коллекции рыжего Эмерика и нынче можно увидеть в Кракове – в музее, носящем его имя. А вот с русской дела обстоят сложнее. В 1916 году, опасаясь нагрянувшей войны, Чапские отправили фамильные раритеты в Москву. Но вывозимые в тыл сокровища, прямо как пропали без вести. Куда они подевались – до сих пор неизвестно. Большинство исследователей списывает их пропажу на лихолетье военного времени. Однако был найден документ, который свидетельствует, что ещё до рокового 1914 года наследные раритеты уплывали из Станькова и Прилук. Это связывают, со странными тратами Чапских. Скорей всего деньги были пожертвованы католической церкви. История 5 Как граф Юзеф получил посвящение от Ахматовой, а граф Эмерик стал Соловьём-разбойником. После революционного 1917 неугодные новой власти Чапские стали разлетаться по свету, а их мудрые книги да покинутые образа – по окрестным крестьянским чердакам. Ближе всего наследникам Кароля и Ежи оказалась соседняя Польша. Смутное время двадцатых годов, видимо, ещё вселяло надежды юным графам на возвращение собственности. И если до последнего ждали чуда в Прилуках, то другие с оружием в руках воевали против советской власти. 24-летний сын минского пивовара с фамильным именем Эмерик именно так и поступил в 1921 году: организовал под Столбцами отряд из 56 человек и проводил боевые действия против Красной Армии. За что даже попал в сводки чекистов. Сын Ежи Юзеф был лишь на год старше своего двоюродного брата. Как польский офицер попал в 1939 году в Старобельский концентрационный лагерь. В 1942 году в Ташкенте познакомился с Анной Ахматовой, которая, по мнению многих исследователей, именно ему посвятила знаменитые строки: В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма, Свое бормотали арыки, И Азией пахли гвоздики… Обоим Чапским, принципе повезло: уцелев в невзгодах, прожили долгую жизнь. http://www.cn.ru/referat/data/75840

AlphaLeo: Сомневался размещать ли в нашем форуме эту заметку... Решел разместить, мнение о строительстве центра экотуризма в Станьково одного сайта, автор заметки не подписался... По сути просто прокомментировано сообщение пресс-службы Президента РБ о подписании соответствующего указа (см. раздел "Новости"). Столько сарказма и злости (на кого?)... ссылка на заметку: http://www.afn.by/news/i/100057 Лукашенко построит в Беларуси экотуристическую "линию Сталина" 06.06.2008 12:27 | АФН Категории: Беларусь Власть Идеология Пропаганда Белорусские власти долго рассуждали о развитии в Беларуси экотуризма и даже приняли ряд законодательных актов, предоставляющих бизнесу, желающему работать в провинции, незначительные преференции в виде снижения налогов и упрощения административных процедур. Но бурного развития этой туристической отрасли в Беларуси не наблюдается. Вернее его нет вообще. Жалкое подобие популярного в Европе экотуризма представляет из себя пожалуй, единственный такого рода в стране объект «Дудудки». Широко разрекламированный властями Августинский канал скорее можно отнести к объекту экстремального туризма, поскольку создание хоть какой-нибудь инфраструктурs для приема туристов вдоль канала власти посчитали делом хлопотным, а потому и не нужным. Усилия тысяч активистов БРСМ, работавших на реконструкции канала, остаются невостребованными. Видимо, устав ждать с моря погоды, власти решили развивать экотуризм насильно. По указу Лукашенко в Дзержинском районе Минской области будет построен центр экологического туризма «Станьково», на который в нацпрограмме развития туризма на 2008-2010 годы запланировано выделить Br1,5 млрд. Судя по описанию будущей экотуристической зоны, «Станьково», скорее, можно отнести к объектам патриотического туризма. По сути, это будет подобие уже созданной в Беларуси линии Сталина, поскольку основная тематика создаваемого объекта – вторая мировая война. Иных событий в истории Беларуси, с точки зрения властей, не присутствует. В «Станьково» планируется создать историко-краеведческий музей, в экспозицию которого войдут восстановленные партизанские землянки – у белорусов появится реальная возможность на личном опыте убедиться, чем грозит обещание Лукашенко «в землянках жить будем, но на колени не станем», - выставку оружия времен Великой Отечественной войны, этнографический музей культуры и быта белорусов XVII-XX столетий с крестьянским подворьем и мастерскими прикладного народного творчества. По мнению авторов объекта, особо эффектно на фоне землянок будет смотреться выставка раритетной техники. Досуг будущих экотуристов предлагается разбавить зоосадом, конной, велосипедной и пешеходной тропами, прудом для отдыха и рыболовства, мини-фермой домашних и экзотических животных и птиц, домиками отдыха и национальной кухней. К концу создания в стране очередного очага экотуризма, Беларусь имеет шанс войти в клуб космических стран мира, отправив на околоземную орбиту свой спутник «БелКА-Х» (сложно предсказывать, какой он будет по счету), а потому патриотическую составляющую «Станьков» можно будет усилить достижениями в космосе. Единственное, чего реально не хватает в концепции будущего центра, так это экспонатов, посвященных мужественной и самоотверженной борьбе белорусского руководства по привлечению в страну иностранных инвесторов. В указе отмечается, что строительство объекта будет вестись поэтапно - начнут, конечно же, с землянок... ссылка на заметку: http://www.afn.by/news/i/100057


AlphaLeo: http://www.newsvm.com/news/15/9298/ Граф из Минского уезда Эмерик-Захарий-Николай-Северин - известный государственный деятель, коллекционер, нумизмат, библиофил, основатель Музея имени Эмерика фон Гуттен-Чапского в Станьково и Кракове. Эмерик окончил Виленскую гимназию и естествоведческий факультет Московского университета со степенью кандидата естествоведческих наук. С 1851 года Эмерик фон Гуттен-Чапский - действительный член Русского археологического общества, с 1890 года - член Московского нумизматического общества. В 1851 году граф поступил на государственную службу в Министерство внутренних дел Российской империи. Во время крестьянской реформы 1861 года избран мировым посредником Минского уезда. В 1863 году он назначен губернатором Великого Новгорода, в 1865-м - вице-губернатором Санкт-Петербурга. Дослужился до чина действительного статского советника и камергера Двора Его Императорского Величества. В 1875-1879 годах - директор Лесного департамента Министерства государственных имуществ Российской империи. В 1879 году Эмерик фон Гуттен-Чапский внезапно подал в отставку "по семейным делам". Настоящей же причиной стала, как говорит семейное предание, ссора с российским императором Александром II, разразившаяся после того, как тот начал дарить своим приближенным леса для вырубки и вывоза за границу. Чапский смело встал на защиту русских лесов, за что и поплатился своей должностью. Он вернулся в родовое имение Станьково на постоянное место жительства и занялся классификацией своих огромных собраний. Граф Эмерик составлял и печатал каталоги монет и денежных купюр Древней Руси, приводил в порядок свои коллекции, особенно нумизматическую. Он привел в порядок собрания богатейшей библиотеки, насчитывающей около 20 тысяч томов, в которой были рукописи, фолианты древних изданий, книги, гравюры, экслибрисы, письма, карты (мапы), карикатуры, произведения живописи, портреты и многое другое. Для дубликатов, менее ценных книг и книг русской тематики и русского издания модернизирует и реконструирует бывший летний павильон, построенный еще на рубеже XVII-XVIII веков, и превращает его в великолепный миниатюрный романтический "замок" - дворцовый павильон "Скарбницу", который сохранился до наших дней и сейчас реставрируется. (Подробнее об этом читайте в "ВМ" в N за 28.11.08 г.). Особую ценность имели рукописи Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Юлиана Немцевича, Петра Одынца, Наполеона Орды и многих других, свыше 300 рукописных раритетов, 31 из них на пергаменте. В больших металлических несгораемых сейфах хранились семейные драгоценности. В конце 1889 года в Варшаве экспонаты из Станьково участвовали в большой выставке "Древнее и новое искусство применительно к промышленности" и впечатлили посетителей. В Краков из богатейших станьковских собраний Эмерик фон Гуттен-Чапский отправил гравюры, рисунки, акварели, которые были связаны со славянской тематикой. Нумизматическая коллекция станьковского коллекционера была уникальной в славянском мире, самым большим частным собранием в Польше монет, орденов и других государственных знаков отличия. На окончательное решение о перенесении музея из имения Станьково в город Краков повлияли и семейные дела, особенно конфликт между Эмериком фон Гуттен-Чапским и его сыном Каролем-Яном-Александром фон Гуттен-Чапским. В сложившейся непростой ситуации отношений "отцов и детей" перенесение музея в Краков было единственно правильным решением. В октябре 1894 года граф Эмерик фон Гуттен-Чапский стал законным владельцем дома в Кракове, где планировалось поместить его коллекцию. Сохранилась опись этой коллекции, которая была отражена в газете "Время" от 8 января 1895 года в отделе "Хроника": "Сокровища будущего музея находятся в нашем городе, они прибыли из Вильно в 134 ящиках в шести вагонах. В них находилась нумизматика, медальоны, ордена, медали, раковины, старый фарфор, древнее оружие, старая гданьская мебель, ценная библиотека, включающая многочисленные экземпляры вывезенной (из Варшавы) в Петербург библиотеки Залусских, наконец, геологическая и минералогическая коллекции, которые могут считаться самыми большими в Европе... Начиная с субботы работники фирмы г. Буянского переносят все это во временный склад, пока не передадут на пользу общества в Музей имени графа Эмерика фон Гуттен-Чапского". Переехав в 1894 году в город Краков, Эмерик фон Гуттен-Чапский начал активно обустраивать свое новое место жительства в двухэтажном доме по улице Вольской, где были помещены его все собрания. Графиня Елизавета фон Гуттен-Чапская уехала летом 1896 года к сыновьям в Станьково и Прилуки. У Эмерика фон Гуттен-Чапского вдруг разболелся зуб. Он обратился за помощью к известному краковскому дантисту, а тот занес во время лечения зуба инфекцию, и 23 июля (по новому стилю 5 августа) 1896 года граф Эмерик-Захарий-Николай-Северин фон Гуттен-Чапский умер. Прощаться с покойным пришло все руководство города Кракова, весь цвет интеллигенции, прибыли многочисленные родственники-аристократы чуть ли не со всей Европы. Похоронили графа Эмерика фон Гуттен-Чапского на Раковицком кладбище, на главной аллее, рядом с могилой выдающегося польского художника-живописца Яна Матейко. Недавно исполнилось 180 лет со дня рождения графа Эмерика-Захария-Николая-Северина фон Гуттен-Чапского, так много сделавшего для пропаганды исторического прошлого славянских народов. Автор: Анатолий Валаханович. 26 Январь 2009 / 18 просмотров. http://www.newsvm.com/news/15/9298/

AlphaLeo: http://vminsk.by/news/26/55770/ Газета "ВЕЧЕРНИЙ МИНСК" 27 марта 2009 (пятница) № 57 (11864) Путешествие из Прилук в Станьково Новости→События, факты … Он наклонился к портрету своего прадеда — оказалось: смотрится точно в зеркало. Вот только не рыжий, какими были все представители легендарного рода, а смугло-черный. Эдуардо Орандо Годлевский — такую фамилию нынче носит потомок знаменитой династии Чапских — по приглашению Польского института специально прилетел из Нью-Йорка в Минск на международную конференцию, посвященную 180-летию со дня рождения мецената, коллекционера, государственного деятеля Эмерика Чапского (1828-1896). А знаете, как звучит фамилия его жены Александры? Не менее гордо — Ванькович. В последний день форума зарубежным гостям предложили после посещения юбилейной выставки в Национальной библиотеке навестить родовые гнезда пращуров. Первой точкой маршрута стали живописные Прилуки под Минском. Вышедший в отставку после ссоры с царем граф Эмерик приобрел здесь усадьбу. Позже подарил ее своему младшему сыну Ежи (Юрию). ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Эмерик Чапский слыл знатным коллекционером. Его нумизматическое собрание насчитывало свыше 3 тысяч старинных монет и медалей, а библиотека — 20 тысяч томов. После размолвки с сыновьями граф перевез свои сокровища в Краков, где они и поныне хранятся в музее. Отправленная же перед Первой мировой войной в Москву русская часть коллекции бесследно исчезла. Основатель историко-краеведческого объединения «Прылуцкая спадчына» Инесса Король с удовольствием рассказала гостям про последнего владельца Прилук. Ежи Чапский (1861-1930) был предводителем губернского дворянства, возглавлял сельскохозяйственное общество, а также общество Красного Креста. Жена Юзефина родила графу семерых детей. Во время последних родов она умерла — графиню с почестями похоронили в Волчковичах. На высоком берегу Птичи и доныне стоит памятник ей — крест из черного камня. Без надписи — после революции кто-то надругался над надгробием. ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Сыновья Эмерика вполне могли рассчитывать на покровительство императорской семьи. Александра, дочь их родного дяди по отцу Адама, вышла замуж за великого герцога Гессенского Людвига IV и вырастила семерых детей от его первой жены. В их числе была и девочка Алиса — будущая супруга царя Николая II. В красивом дворце сразу после прихода Советской власти разместился санаторий ЦК КПБ. Прежним владельцам пришлось уехать из имения. ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Говорят, эмигрировать Чапским из СССР помогли родственные связи. Женой Эмерика Чапского была Елизавета фон Мейендорф, дочь барона Георгия фон Мейендорфа и графини Софьи, урожденной Штакельберг. А родной сестрой Елизаветы являлась Жоржина Мейендорф, вышедшая замуж за Василия Чичерина, отца будущего наркома иностранных дел СССР Георгия Чичерина. Нарком и помог двоюродному брату Ежи и вдове Кароля с детьми благополучно покинуть СССР. В годы Великой Отечественной во дворце расположилась резиденция гауляйтера Кубе. После освобождения Беларуси в здании разместилась станция по борьбе с колорадским жуком, превратившаяся затем в институт защиты растений. Следующая точка нашего маршрута — Станьково. Здесь жил старший сын Эмерика — граф Кароль Чапский (1860-1904) , три срока подряд избираемый градоначальником Минска. Кароля называют крестным отцом первой минской электростанции, городского театра, пивзавода, конки, детских яслей, водопровода и других новшеств. ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Согласно преданиям, Кароль стал крестным отцом также… будущего Генерального прокурора СССР Вышинского. Однажды к графу пришла на прием бедная женщина с ребенком на руках. Сердобольный градоначальник вначале помог просительнице с деньгами, а затем отправился с ней в храм. Роскошный станьковский дворец окружал чудесный парк, в котором привезенные из-за границы редкие деревья посадил сам Эмерик. Для хранения раритетов специально построили павильон — скарбчик. Дворец, к сожалению, уничтожен — зарубежным гостям продемонстрировали лишь его макет, сделанный архитектором-реставратором Олегом Маслиевым. После войны был разрушен и стоявший по соседству костел с родовой криптой Чапских. ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Судьба наследников Чапских сложилась по-разному. Наибольшую известность приобрел сын Ежи Юзеф (1896-1993) , юрист, художник, храбрый воин. В Первую мировую был награжден орденом «За боевые заслуги». Во Вторую мировую воевал в армии Андерса. В 1942 году в Ташкенте познакомился у А.Толстого с Анной Ахматовой, которая посвятила ему свои знаменитые стихи «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума“. … А вот заветный скарбчик уцелел: в нем долгое время размещался музей Героя Советского Союза Марата Казея. После распада СССР музей потерял былую популярность — павильон на глазах ветшал. Нынче в нем начат ремонт. Слава Богу, начато восстановление и взорванной в 1962 (!) году церкви, также имеющей богатую историю. Проект ее католик Кароль Чапский приобрел у архитектора К.Тона, автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. После того, как Эдуардо и Александра побывали в церкви, я спросила, каковы их впечатления от поездки. — Мы в Беларуси уже не в первый раз, — ответил Годлевский, — так что чувств и впечатлений много. Хочется для начала хотя бы их осмыслить. — А еще хотелось бы найти и хранящиеся в Беларуси архивные документы по истории рода Ваньковичей и Чапских, — добавила его жена. НА СНИМКАХ: Эдуардо Годлевский с женой Александрой Ванькович (3-й и 4-я внизу справа) в Прилуках; последний владелец Прилук Ежи (Юрий) Чапский с женой Юзефиной сразу после свадьбы (1886 год) ; в Станьково сохранился лишь павильон-“скарбчик», в котором нынче начат ремонт. Автор: Людмила Селицкая. Фото автора. http://vminsk.by/news/26/55770/

AlphaLeo: http://tourismby.com/news/2009-03-06-22 «Графские развалины» Чапских Ранее мы писали о Свято-Николаевской церкви, которую восстанавливают в Станьково. Сегодня мы расскажем вам о «светской» части станьковской архитектуры – графской усадьбе фон Гуттен-Чапских. Пивной градоначальник А знаете ли вы, что общего у деревни Станьково и «Аліварыі»? В свое время у них был один хозяин – Карл Чапский. Будучи градоначальником Минска, он не только обеспечил минчан «зрелищами», заложив теперешний театр Купалы, но и подумал о «хлебе» – перекупил и модернизировал небольшой пивной завод. Старожилы могут помнить, как в свое время «Аліварыя» наряду с общесоюзным «Жигулевским» выпускала забористое пиво «Граф Чапский», отдавая тем самым дань предприимчивому мэру. Бизнесмен-эстет Однако вернемся в Станьково. Эмерик фон Гуттен-Чапский популярен у местных жителей не меньше, чем легендарный уроженец деревни Марат Казей. Именно при нем в деревне появилась чудесная усадьба и довольно экзотический парк. Эмерик был не менее предприимчив, чем его сын Карл, – в своих теплицах граф выращивал настоящие ананасы и поставлял их на столичный рынок. Разводил коров тирольской и голландской пород, овец, лошадей и гончих псов. Не у каждого расчетливого коммерсанта душа настоящего художника, но Эмерик Чапский слыл настоящим эстетом. Он владел огромной нумизматической коллекцией, собирал произведения живописи, гравюры, рукописи, ткани, посуду и многое другое. Его библиотека насчитывала около 20 тыс. томов, а по тем временам это было целой Национальной библиотекой. Чтобы достойно содержать свои сокровища, Эмерик решил реконструировать бывший летний павильон, построенный еще на рубеже XVII–XVIII веков. Этот миниатюрный замок в средневековом стиле «Скарбница» сохранился до сих пор, правда, выглядит он сегодня далеко не так пафосно, как в графские времена. Сейчас это почти развалины, а в свое время граф гордо демонстрировал гостям старинные книги, иконы, монеты и письмена. Хотите полюбоваться на скарбы Чапских? Отправляйтесь в Краков, куда после конфликта с сыном Эмерик был вынужден переехать в конце XIX в., захватив с собой больше ста тридцати ящиков с экспонатами своей коллекции. Там граф основал музей фон Гуттен-Чапских, положив начало Национальному музею в Кракове. Резиденция школьного учителя Сейчас графская «Скарбница» представляет собой печальное зрелище. На стенах следы «наскальной живописи» местных школьников, из-за облупившейся штукатурки выглядывает красный кирпич, причудливые башенки поросли мхом. Радует одно – здание реставрируют! Увидеть здесь рабочую бригаду было неожиданно и очень приятно. Мы расспросили одного из них о недавнем прошлом «Скарбницы» и о ее скором (на паспорте объекта, приколоченном к дереву, был отмечен срок окончания работ – 2009 год) будущем. «Раньше здесь жил школьный учитель. Условий особых не было, зато до школы рукой подать», – рассказал старший из бригады. К тому времени мы уже обследовали двухэтажное здание изнутри. «Не было условий» – мягко сказано, зато интерьер просто потрясающий: дверные проемы в готическом стиле, винтовые лестницы (под одной из ступенек мы обнаружили пять звезд Давида), весь этаж – один большой выставочный зал. На стенах неизменная зеленая масляная краска – так в советские времена уродовали старинные усадебные дома, чтобы их новые обитатели не чувствовали себя панами. А еще здесь была занятная система отопления. Внутри стен были воздуховоды, по которым шел дым от каминов, согревая весь дом и выходя на улицу. Наш собеседник припомнил одну жуткую легенду о строительстве «Скарбницы». «Раствор для строительства готовили так: загоняли в котлован с известью табун лошадей, они там перегнивали, получался просто «суперклей» для кирпичей». Остается надеяться, что все это сказки, придуманные родителями, чтобы дети не лазили к школьному наставнику и не портили его имущество. Заказчик реставрации – местная школа-интернат. «Скарбница» находится на его территории, и в ней планируют устроить музей. Дискотека в панских хоромах Перейдем к другим сохранившимся элементам графской усадьбы. Что собой представлял сам усадебный дом, мы, к сожалению, можем наблюдать лишь на старых снимках и рисунках Наполеона Орды. Он был построен в романтическом стиле, с некоторыми средневековыми элементами. Примечательно, что именно там познакомились будущие родители Марата Казея – сразу после революции патриотично настроенная молодежь устроила в графском жилище клуб для танцев. В конце 1930-х гг. здесь экранизировали «Дубровского». А вот Великую Отечественную усадебный дом не пережил – партизаны отомстили ему за то, что тот «принимал» у себя фашистских комендантов. Жизнь усадьбы Зато сохранились многие другие здания. Панский амбар совсем недавно покрыли металлочерепицей. Выглядит это довольно нелепо. Почему «реставраторам» было не использовать в таких случаях более традиционное покрытие – натуральную черепицу или гонт? Хотя уж лучше этот чудовищный малиновый металл, чем открытое небо. В парке построили школу-интернат. Напротив главного входа – забавные деревянные фигурки героев народных сказок – Колобок, золотая рыбка, дед с бабкой. Высоко на деревьях мы заметили «резиденцию Винни Пуха» – деревянные ульи. Видимо, местные пчеловоды решили максимально приблизить условия и среду обитания своих пчел к естественным. Остается лишь верить, что мед оттуда они достают не по методу прожорливого медвежонка. В одном из флигелей разместились центр детского творчества и школьный ФОК, а в бывшей конюшне – столярный цех. На берегу пруда сохранилась беседка. Из нее хорошо видна церковь. Колонны, поддерживающие навес, искривились и позеленели от сырости, кое-где отвалилась штукатурка. Странно, но строение совсем не утратило своей романтической атмосферы. Прислонившись в колонне, можно представить себя трепетной тургеневской барышней или пылким влюбленным, ожидающим лунной ночью свою Прекрасную Даму. Надеемся, скоро волна повсеместной реставрации накроет и эту милую «альтанку». http://tourismby.com/_nw/0/64778.jpg Станьково станет одним из белорусских центров экологического туризма. Отправляясь осматривать партизанские землянки, военные орудия и конюшни, обязательно загляните и в эту панскую усадьбу. Прогуляйтесь по старому парку, полюбуйтесь на пруд с лебедями и ощутите дух старой «шляхетной» Беларуси. http://tourismby.com/news/2009-03-06-22



полная версия страницы