Форум » История Станьково » История Станьково » Ответить

История Станьково

AlphaLeo: Местечко Станьков (ныне Станьково) расположено в уединенной местности, в 10км от станции Койданово Брест-Московской железной дороги. Когда была построена первая церковь в Станьково, неизвестно. В летописной истории местечка за XIV век упоминается православный храм. В то далекое время Станьков принадлежал Великому князю Великого Княжества Литовского Витовту (1350 - 1430 гг.). В начале XV века Станьков был подарен Витовтом боярину Манивиду (в Святом крещении Войтеха-Альберта) Каликиновичу (1360 - 1424 гг.). После смерти Войтеха Манивидовича Станьков перешел во владение его сестер Софии Радзивилл и Ядвиге Судзимонтович. Долгое время местечко принадлежало роду Дорогостайских, затем Радзивиллам. С 1772 года имение Станьков перешло в наследство, как приданное жены, дочери князя Радзивилла Михаила (Рыбоньки), графу Франтишеку фон Гуттен-Чапскому и, в последствии, принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. На некоторое время Станьков был отдан в правление дворянам Звыковским и Обуховичам. Сведениий о барочной усадьбе в Станькове не сохранилось. Новая усадьба формировалась на сравнительно ровной террасе ручья Рапуса с большим уклоном в сторону поймы, ограничивающей парк с южной стороны. В ее композиции, в архитектуре дворца, в малых архитектурных формах, характере водной системы прослеживается подчеркнутое внимание к ушедшей эпохе романтизма. Усадьба, площадью около 25 га, в том числе парк в 15 га, включала: каменный дворец, кухонный флигель, павильон «скарбницу», парк с водной системой, часовню-усыпальницу, жилые дворцовые корпуса, жилые флигеля, каменный амбар, коровник, конюшню, хозяйственный двор, оранжерею, отапливаемые теплицы, фруктовый питомник, зверинец, водонапорную башню, фонтан, беседки, скульптуры, кузнецу, ветеринарный флигель, каменную ограду. Ежегодно в конце XIX века из Станьковских питомников продавалось около четырех тысяч саженцев плодовых деревьев, а из теплиц на рынок в Минск поступали высококачественные ананасы. В имении имелся племенной завод, в котором разводились коровы швицкой, тирольской и голландской пород, овцы, кони, собаки. В 1883 году на сельскохозяйственной выставке в Минске за породистый молочный скот граф Э.К. фон Гуттен-Чапский получил золотые и серебряные медали. Высоким качеством отличались экспонаты имения на выставке 1901 года. С южной стороны усадьбы, через дорогу отделяющую местечко от усадьбы, располагалась производственная зона, в которой находились кирпичный завод, завод по переработке чистого спирта, винокуренный завод, ледовни, водяная мельница и гидро-электро станция. С 1873 года к промышленной зоне подходила ветка железной дороги, соединяющая местечко Станьков с Московско-Брестской железной дорогой. В начале ХХ века в Станькове располагался аэродром, на котором базировались военные самолеты времен первой мировой войны. Визитная запись за 1714 год свидетельствует, что существовавшая в то время в Станьково православная церковь была построена князем Радзивиллом еще до введения (Кревской) унии. Впоследствии, на месте сей церкви была построена новая - в 1858 году, по фундации графа Эмерика Карловича фон Гуттен-Чапского и пособии от прихожан. Несколько десятилетий при Станьковском Свято-Николаевском храме действовало благочиние. Первым благочинным в Николаевском храме был протоиерей Николай Трусковский, в последствии Архимандрит, историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. С 1873 по 1883 года в Свято-Николаевском храме служил благочинный протоиерей Василий Васюкович. Диаконом при нем был Иоанн Шарковский, а псаломщиком Даниил Руцкий. С 1883 по 1918 года благочинствовал при Станьковском храме протоиерей Феодор Чернявский, духовник, отец новопрославленной в наше время, святой блаженной Валентины Минской (Валентины Феодоровны Сулковской). В помощниках у отца Феодора были иерей Александр Лукашевич (упоминается в документальных источниках Станьковской церкви за 1898 год) и иерей Иоанн Бруякин (упоминается в документах церкви за 1909 год). В 20-х годах ХХ века в храме служил отец Николай Атоваров, расстрелянный в конце 20, начале 30 годов. Последним священником Николаевской церкви был иерей Илия Мендзик, расстрелянный в 1936 году, а его семья репрессирована. В районе Станьковского прихода, начала ХХ века, имелись два без приходных римско-католических костела: в имениях Станьков и Вязынь. В состав Станьковского прихода входили следующие селения: Станьков, Кукшевичи, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лантевичи (с 1960г Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добрынево, Чечино, Павлово и Гороховище. Станьковской церкви, по данным 1864 года, принадлежали пять деревянных и одна каменная кладбищенских церквей: Свято-Покровская 1860-1864 гг. в Добрынево; в Станькове - конца XVIII начала XIX веков; в деревне Червоное; Свято-Ризоположенская в застенке Кули; Свято-Духовская в деревне Ланцевичи; Свято-Троицкая, каменная, в селе Вязынь и Свято-Анненская на хуторе Коски. При Свято-Николаевском храме существовало церковно-приходское попечительство и три штатные народные училища: в Станькове, Кукшевичах и Добрыневе. Земли при церкви в Станькове считалось 31 1/2 десятина, расположенная на трех участках. Плана и межевой книги на сею землю - нет. Пользовались этой землей помощник настоятеля и один псаломщик. Усадьба настоятеля находилась на хуторе Коски. Из строений для помощника настоятеля имелись: дом, два амбара, гумно, погреб, два скотских сарая. Двор помощника настоятеля находился непосредственно перед южным фасадом храма, через дорогу Минской улицы (ныне улица Марата Казея). Псаломщик жил за храмом с восточной стороны (ныне дом М.Казея). Двор псаломщика состоял из дома и гумна. Третий участок числился, непосредственно, за церковью и погостом. Строительство в Станькове нового каменного храма было обусловлено противодействием Православной Самодержавной России продвижению и распространению католицизма и униатства на западных рубежах империи. Поводом этому послужило принятие в июне 1851 года на государственную службу в Министерство внутренних дел молодого хозяина имения Станьков и Станьковского ключа графа Эмерика-Николая-Захарьяша-Северина фон Гуттен-Чапского. Для человека католического вероисповедания удержаться на службе в Православном государстве было довольно сложно. В 1852 году Эмерик Чапский был командирован в Ярославскую губернию, с секретным заданием расследовать на месте проблему раскольников, преследовавших цель переворота в религиозно-общественной жизни России. Граф Чапский смог предотвратить движение распространения раскольнической идеологии. В подтверждение своей преданности Государю и Отечеству молодым графом-католиком был приобретен за 2000 рублей серебром один из проектов храма, знаменитого в то время, архитектора Константина Александровича Тона. В 1852 году в Станькове, на противоположном берегу запруды реки Рапуса, на месте старого униатского деревянного храма была заложена новая Православная церковь из красного кирпича. Освятил храм в 1858 году Архиепископ Минской Епархии Михаил (Голубович), который в последствии неоднократно гостил у Эмерика Чапского. За строительство этого храма Эмерику фон Гуттен-Чапскому Государем Императором Самодержцем Всероссийским Александром II была объявлена «…Высочайшая Благодарность…», что способствовало, в дальнейшем росту карьеры молодого графа. Олег Маслиев Этот пост вы можете теперь прочитать на сайте Станьково: http://stankovo.by/kogda-by-la-postroena-pervaya-tserkov-v-stan-kovo/

Ответов - 4

AlphaLeo: Церковь в Станькове запроектирована и построена в ретроспективно-русском стиле. Относится она к типу крестово-купольных храмов с полукруглой апсидой и встроенной в основной объем звонницей. В архитектуре храма использованы киле подобные закомары и лиштвы, лучковые ниши и арки, лепные аркатурные пояски и рустованные лопатки, тонко профилированные карнизы, цоколь, подоконники, крестовые своды и полукруглые ниши. Основных входа в церковь было три. Центральный объем и притвор со звонницей, образующих одно целое, завершался киле подобными кокошниками и был накрыт много скатной металлической крышей, окрашенной в зеленый цвет. Над центральным объемом храма, на массивном четверике, возвышался, некогда, мощный восьми оконный световой барабан, увенчанный граненым зеленым куполом с шестиконечным крестом-якорем. Боковые приделы и полукруглая апсида были решены отдельными высокими объемами, накрытыми двухскатной металлической крышей, апсиду накрывала конусообразная крыша, повторяющая ее очертания. Западный придел храма опоясывал мощный карниз, расположенный на уровне венчающих карнизов боковых приделов и повторяющий их по пластике. Узкие и высокие оконные проемы, с полуциркульным завершением, располагались по первому ярусу храма. Второй ярус окон не имел. Звонница, расположенная в основной части храма над притвором, имела три больших проема, с арочным завершением, расположенных на трех фасадах. В плане храм делился на семь помещений: молитвенный зал; два боковых придела; апсиду, без выделенных ризницы и паномарки; притвор; комнату священника и лестничную клетку с деревянной полувинтовой лестницей, ведущей на звонницу. Центральный внутренний восьмигранный объем был перекрыт крестовыми, клинчатыми и парусными сводами, опиравшимися на четыре столба. В боковые приделы и апсиду открывались широкие лучковые арки, а вход из притвора был более узкий и циркульный. По углам молитвенного зала церкви были сделаны узкие, высокие и полукруглые, в плане и в завершениях, ниши - эдикулы. Боковые приделы перекрывались цилиндрическими сводами с крестовыми распалубками, коробового сечения. Апсида была перекрыта конховым сводом с коробовым очертанием. Западный двухэтажный придел, с притвором-бабинцем и звонницей, был перекрыт на первом ярусе крестовыми сводами, а на втором ярусе - цилиндрическим с распалубками. В звоннице висели четыре колокола в 12,5; 3; 2 пуда и в 20 фунтов. В молитвенный зал из помещения звонницы открывалось щелевидное окошко, с сильно развитыми откосами. Интерьеры храма были скромными. Стены и своды - выбелены, пол - кирпичный. Клиросы были устроены на солее, возвышенной только на одну ступень. Иконостас - дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам были позолочены. Иконостас был устроен с колоннами и пилястрами, имел 10 икон, расположенных в три яруса. Кроме того, в церкви находилась местно-чтимая икона Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, величиною в 1 аршин и 10 вершков (101 см), писанная на холсте и покрытая металлической золоченой ризою. Сохраняется придание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем, прихожанином из Мир Ликии, еще в XVII веке. Храм, некогда, соединялся со дворцом подземным переходом, остатки которого до сих пор можно обнаружить в Станьково. Был ли в храме подвал, пока еще неизвестно. По свидетельству старожил, лестница, ведущая в подземный туннель, была устроена в западном приделе храма. Небольшой по своим размерам храм к отоплению приспособлен не был. В алтарной стене, в интерьере, была сделана ниша для кадил, от которой, внутри стены, был сделан канал, расходящийся по периметру всего храма и предназначенный для окуривания и освящения стен церкви постоянно. Храм покоиться на высоком каменном фундаменте и стоит на холме повышенного погоста. С четырех сторон его окружала высокая кирпичная оштукатуренная и выбеленная стена, стоящая на каменном фундаменте и крытая железом. Со стороны апсиды стена ломалась на три части, как бы образуя трапецию. Укрепленная восемью косыми контрфорсами и раскрепованная профилированными лопатками, завершенными пинаклями с шатровыми крышами, она создавала впечатляющий вид и подчеркивала грациозно возвышающуюся над ней Свято-Николаевскую церковь. Въезд на погост, со стороны главного входа, решался тремя проемами, закрепленными толстыми столбами, на которых висели решетчатые ворота и калитки, лучковой формы, а хозяйственный вход находился с северо-северо-восточной стороны и состоял из одной широкой калитки в толще стены. Что касается благоустройства церковной территории, то особых исторических данных на сей счет, не сохранилось. Однако можно сделать вывод, исходя из исследований фотографий и натуры, о ниже следующем. Погост церкви был обильно обсажен деревьями и кустарниками. По всему периметру исторической ограды, с внутренней стороны, росли высокие старые липы и ясени, экземпляры которых сохранились до сих пор. Между деревьями были высажены кусты сирени и черемухи, которые сохранились с северо-западной стороны церкви. С северо-западной и юго-восточной частях погоста были устроены захоронения, снесенные в 1961 году. Согласно историческим сведениям об усадьбе фон Гуттен-Чапских, основная дорога, фланкирующая парк с южной стороны, была вымощена булыжником, что дает возможность предполагать вымощенность дороги при подъезде к храму, однако на фотографии Я.Балзункевича, сделанной в 1914 году, заметно грунтовое покрытие основной улицы, проходящей близ храма. Было ли бутовое мощение на территории храмового комплекса - неизвестно, следов и остатков какого либо мощения и отмостки вокруг храма при натурном обследовании не обнаружено. Въезд на территорию погоста церкви был устроен с помощью грунтовой насыпи, а боковые калитки въездных ворот были оборудованы 2-3 подъемами каменных ступеней. На церковном погосте, со стороны главного входа, до 1961 года находилась могила (неизвестного в наше время) военного российского летчика-испытателя. Он погиб во время полета в 1915 году. Его самолет, базировавшийся на аэродроме Станькова, потеряв управление, разбился у подножия Николаевского храма. Тело авиатора извлекли из-под обломков разбившейся машины и на третий день, по православному обряду, похоронили на церковном погосте, рядом с местом крушения самолета. Надгробным памятником авиатора служил искореженный красный пропеллер его машины со словами, написанными на лопастях, «Доброй души не забудет команда». Первое время могила охранялась почетным караулом. Свято-Николаевская церковь слегка смещена с основной композиционной оси и представляла собой доминанту, ориентирующую на себя все панорамные и перспективные точки дворцово-паркового ансамбля. Находясь за пределами парка, здание церкви, на фоне большего искусственного водоема создавало впечатляющую картину, завершающую парковую панораму. Олег Маслиев Этот пост вы можете теперь прочитать на сайте Станьково: http://stankovo.by/kogda-by-la-postroena-pervaya-tserkov-v-stan-kovo-chast-2-3/

AlphaLeo: В 1936 году Свято-Николаевская церковь была закрыта. Сразу же после закрытия церкви из нее было вынесено все самое ценное: золотая утварь, серебро, ризы, оклады, кресты. Многие иконы были сожжены, многие были спрятаны и сохранены прихожанами. На переплавку пустили колокола. «Крест с купола храма срывали пять человек – рассказывают очевидцы – когда трое большевиков залезли на купол храма, то ясное небо стало затягиваться грозовыми тучами, а с востока показалась радуга. Этому знамению никто не придал значения. Один из человек привязал к куполу веревку, а двое других стали бить по основанию креста топорами, но крест сидел довольно таки прочно. Тогда, сидевшие на верху купола, сбросили веревку вниз и попросили еще двоих человек тянуть да как можно сильнее. Раздался треск и крест покосился, а еще через мгновение крест полетел вниз. Привязанная к кресту веревка запутала ноги и руки срывающим его. Большой и тяжелый золоченый крест легко утащил за собою вниз троих человек, а упав на землю, придавил собой еще двоих – тянувших за веревку. В тот момент, когда крест коснулся земли, раздался гром и пошел сильнейший ливень. День стал похожим на ночь. Ливень был таким сильным, что на ближайшем к Станькову поле повсплывали пасшиеся там гуси. Ненастье бушевало целый день». Какое-то время храм пустовал. Потом в нем сделали зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны в стенах храма хранили оружие. При одном из боев боеприпасы были взорваны, от чего пострадали интерьеры храма. После войны в церкви вновь устроили зернохранилище. В конце 40-х, начале 50-х годов прошлого столетия в храме случился сильный пожар из-за грозы. Выгорело все зерно, находящееся в храме. После этого пожара храм пустовал. Как свидетельствуют исторические сведения, в станьковскую Николаевскую церковь еще в 1913 году ударяла молния, тогда сгорел золоченый купол храма, после чего на его месте поставили новый зеленого цвета. Однако точных сведений о времени и масштабах того пожара не сохранилось, как, впрочем, и о форме золоченого купола. Весной 1961 года на старой запруде прорвало прогнившую деревянную плотину. Было затоплено колхозное поле и соседняя деревня Каменка. В происшествие подключили военные гарнизоны, расположенные в Станьково. Бульдозерами были снесены две Брамы усадьбы, часовня, кирпичная стена, ограждающая парк. Кирпичами разрушенных строений была завалена прорвавшая плотина. Спустя какое то время кирпич, сделанный из сырой глины, был размыт - ситуация с потопом повторилась. После этого было принято решение разрушить храм. Рабочие батальоны начали врезаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. И только сила военной техники и огромного взрыва смогла расчленить и окончательно изуродовать храм. В один из дней весны 1961 года люди с ближайших к храму домов были выселены, зона взрыва оцеплена, не пускали даже на мост у запруды, по этому народ собрался на противоположном берегу озера и на сельской площади. Все ждали. В 12 часов по полудню был произведен первый взрыв. Облако пылевой завесы окутало место взрыва, а когда оно рассеялось, то храм стоял невредим. По словам свидетелей тех событий, это произвело на людей сильное впечатление. Верующие усматривали в этом знамение. Спустя какое-то время раздался второй взрыв. Опять облако пыли осело - храм стоит. И только после третьего взрыва барабан покосился и ушел вниз, внутрь. Взрывать все здание церкви не стали, поскольку очень близко к ней стоят жилые дома. Было принято решение, с помощью танков и стальных тросов, растащить стены храма и разрушить его окончательно. Но стены не поддавались. Лопались канаты из стальных тросов, глохла техника, а храм стоял. С большими усилиями, к вечеру, удалось растащить южный и западный приделы. Разрушив и изуродовав святыню - про храм вскоре забыли. * * * * * В 1997 году в Станьково организован православный приход в честь Святителя Николая. С 1998 года начаты работы по возрождению храма. В 2000 году были проведены обмерочные работы. В 2006 году после канонизации святой блаженной Валентины Минской, чей отец служил некогда в Станьковском храме, было получено благословение Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на восстановление Свято-Николаевского храма. * * * * * * * 16 октября 2007 года при торжественной обстановке после молебна в южную стену молельного зала храма был заложен первый кирпич, символизирующий собой начало возрождения святыни. На нем золотыми буквами была написана надпись: «Сей кирпич первым был заложен в стену храма сего, в память о его возрождении числа 16 месяца октября года 2007 от Рождества Христова». * * * * * * * 21 июня 2008 года при большем скоплении народа в восстанавливаемом храме Святителя Николая Чудотворца прошла торжественная Божественная литургия с колокольным звоном, первая за 72 года (с 1936 года храм был закрыт). Олег Маслиев Этот пост вы можете теперь прочитать на сайте Станьково: http://stankovo.by/kogda-by-la-postroena-pervaya-tserkov-v-stan-kovo-chast-3-3/

Софья: Может быть я невнимательна, но я так нигде не нашла, сколько сейчас людей проживает в Станьково, чем люди занимаются, сколько дворов и т.д. и т.п. А то про историю написано много, а о современности нигде ничего нет.


AlphaLeo: !!! Хорошее замечание! Нужно будет исправить... Думаю, немного о современности может дать представление видео, небольшая подборка здесь: http://stankovo.by.ru/player.htm, фотографии: http://stankovo.by.ru/foto.htm



полная версия страницы